ПЕРВЫЙ НАЛЁТ НА СТОЛИЦУ РЕЙХА

В ночь на восьмое августа 1941 года группа советских самолетов нанесла внезапный бомбовый удар по военным объектам столицы гитлеровской Германии.

— Летчикам нашей части довелось первыми совершить налет на фашистскую столицу, — рассказывает Петр Ильич Хохлов, бывший штурман 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтийского флота.

Трудное время переживала наша Родина к началу августа 1941 года. Несмотря на ожесточенное сопротивление, которое оказывала Красная Армия превосходящим силам противника, фронт все откатывался на восток. Гитлеровские орды достигли Киева, Одессы. Шли ожесточенные бои под Смоленском, Ленинградом и Таллином. Авиация противника бомбила промышленные и административные центры страны. Гитлеровская пропаганда на весь мир трубила что советская авиация уничтожена, поэтому угроза бомбовых ударов с её стороны по Германии, а тем более по её столице, исключена. Но именно тогда, в первые месяцы войны, советскими лётчиками  был проложен курс на Берлин.

  Сотни ночных истребителей и зенитных орудий оберегали столицу гитлеровской Германии. Бомбовые удары по Берлину должны были разоблачить лживую пропаганду, показать народам мира, что советская авиация жива и способна наносить удары даже по логову агрессора.

Полк, в котором служил Хохлов, имел на вооружении бомбардировщики конструкции Ильюшина ДБ-3 и ДБ-3ф с крейсерской скоростью триста километров в час. Испытывал эти самолёты знаменитый  Коккинаки. "Букашки", так ласково прозвали их лётчики, были легки в управлении, имели дальность полёта около 2.000 километров, "потолок" крылатых машин составлял 7.000 метров. По тем временам- показатели неплохие.

Многочасовой полёт был рассчитан по минутам. Даже  с такого форпоста, как остров Эзель, до Берлина было далековато. Остров располагался в северной части Балтийского моря. От него до берлина и обратно - около тысячи восьмисот километров, лететь семь - восемь часов. При благоприятных условиях, как вычислили, самолёты могли вернуться, имея девять - пятнадцать процентов запаса горючего.

Августовские ночи на Балтике коротки. Поэтому вылетать следовало в светлое время, чтобы затемно подойти к Берлину и возвратиться.

Первого августа пятнадцать экипажей 1-го минно - торпедного полка перелетели на остров Эзель. Были отобраны люди, имевшие ночную подготовку. Трое суток длились последние приготовления осуществлявшиеся в глубокой тайне. Лётный состав изучал карту Берлина. Столица третьего  рейха занимала внушительную площадь - 88 тысяч гектаров. Ещё внушительнее выглядели другие цифры: 44 авиационных, 13 газовых, 22 станкостроительных завода, 7 электростанций, 24 железнодорожные станции. Так выглядела далеко не полная характеристика  промышленного  Берлина. А вокруг города - 60 аэродромов, густо эшелонированная система противовоздушной обороны, тысячи зениток, сотни прожекторов, эскадрильи отборных пилотов - ночников. Наконец, множество аэростатов заграждения над самим городом.

В ночь на третье августа экипажи произвели вылет на разведку погоды и бомбёжку по ближнему объекту Свинемюнде. Они взяли полный запас горючего и бомб по варианту для полёта на Берлин. А в ночь на пятое августа пять советских воздушных кораблей совершили ночной разведывательный полёт в район Берлина. Было установлено, что полёт труден, но возможен. Экипажи получили окончательное "добро".

Наступила решающая ночь с 7 на 8 августа. Пятнадцать советских бомбардировщиков поднялись с островного аэродрома и взяли курс на Берлин.  Флагманскую машину повёл командир полка полковник Евгений Николаевич Преображенский. Вначале погода благоприятствовала полёту. Справа чернел остров Борнхольм, слева - прибрежная полоса Прибалтики. Кругом был враг, поэтому пришлось идти по узкому коридору над морем.

Летели на высоте до семи тысяч метров. Появились облака. У острова Готланд погода совсем испортилась. Береговая часть просматривалась  расплывчато. Лететь пришлось по приборам. Внизу замерцал один огонёк, другой, третий. Сомнений не было: немецкий аэродром Свинемюнде. Старт обозначен ярким светом.  Рулят самолёты с выключенными фарами. На стоянках светло, как днём. Лётчики отчётливо видели мигание прожекторов. Видимо, их приняли за возвращающихся с задания свои бомбардировщики.

Почти перед самым Берлином небо опять очистилось от облаков. Город увидели издали, так как все улицы были ярко освещены. Фашистское командование даже не позаботилось затемнить его. В наушниках послышался голос штурмана  Хохлова: "Выходим на цель". С высоты хорошо были видны серебряная лента  Шпрее, уличные фонари. Кругом - тишина. Противовоздушная оборона молчала. 

 - По крупномасштабной карте, - рассказывает Пётр Ильич, - нашёл военный объект  - химические заводы. Они в перекрестии прицела. Тут же нажал кнопки. Самолёт вздрогнул. В кабине появился запах сработавших пирапатронов. Тяжёлые бомбы полетели вниз. И вскоре ярким всплеском огня обозначились взрывы. 

 - Это вам за Москву, за Ленинград! - крикнул по переговорному устройству стрелок - радист флагманского корабля.  старшина Кротенко.  Рядом с ним находился большой пакет. Кротенко  вытолкнул его из самолёта. В нём были упакованы десять тысяч листовок. Они предназначались для рассказа берлинцам об их потерях на нашей земле. Провожая самолёты в полёт, комиссар полка Григорий Захарович Оганезов говорил авиаторам: "Не забывайте, за вами вся страна следит. Пакеты с листовками сбрасывайте только над Берлином. Обязательно надо открыть глаза немецкому народу, показать правду войны. Это сила не меньшая, чем фугасные бомбы". И ещё говорил комиссар, что воздушный штурм Берлина - это начало разгрома фашизма, важная веха в истории мировой войны.

Когда начали рваться бомбы, огни на земле погасли. Фашистская столица погрузилась во мрак. Её озаряли лишь отсветы пожаров, да мечущиеся по небу щупальца прожекторов.

 - Обратный курс! - подал сигнал Преображенский и махнул рукой радисту. Отправляясь в полёт, лётчики не брали с собой ни орденов, ни партбилетов, ни кодовых таблиц. На рации у Кротенко были нанесены четыре группы четырёхзначных чисел - текст радиограммы. Он отстучал её меньше чем в полминуты: "Моё место - Берлин!  Задачу выполнил!  Возвращаюсь на базу".

По инструкции радиограмму надлежало передать по выходе к Балтике. Но сделали это раньше. Спешить приходилось по неволе Силы ПВО  "проснулись" - кругом бушевали разрывы, небо полосовали лучи прожекторов. Много тяжёлых испытаний выпало на долю полковника Е. Преображенского и его ведомых. Они пробились сквозь облака и сильный зенитный огонь, спасли самолёты от гибельного обледенения, пересилили кислородное голодание. Всё побороли балтийцы в этом полёте. 

Через восемь часов все самолёты благополучно приземлились на острове Эзель, где их ждали.  Неуклюжие в своих меховых комбинезонах, лётчики обнимали друг друга, поздравляя с первым налётом на логово фашизма.

Гитлеровцы были в неведении, кто их бомбил августовской ночью. Газеты и радио приписывали эти успехи англичанам. Появилось сообщение: "Английская авиация пыталась бомбардировать Берлин. Имеются убитые и раненые. Действиями истребительной авиации и огнём зенитной артиллерии силы противника были рассеяны. Из прорвавшихся к городу пятнадцати самолётов шесть сбито." На это известие англичане ответили: "Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7 - 8 августа английская авиация из-за крайне неблагоприятной погоды не летала". Так в самом начале войны балтийские лётчики первыми проложили воздушную трасу к логову фашизма и затем стали регулярно летать на Берлин, обрушивая на врага бомбовые удары. 

В ночь на 9 августа наши морские лётчики вновь появились над Берлином. Появились они там и через несколько дней. Эти полёты продолжались вплоть до 4 сентября 1941 года.

Взрывы советских бомб в Берлине услышал весь мир. В зловещие звуки маршей, с которыми шагали фашистские полчища по нашей стране, своей неповторимой песней ворвался могучий удар советской авиации, нанесённый по гитлеровскому логову. Это было только начало...

13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания Е. Н. Преображенскому , В. А. Гречишнекову, А. Я. Ефремову, М.  Н. Плоткину и П. И. Хохлову было присвоено звание Героя Советского Союза. 60 человек отмечены орденами. 

(По материалам газетных публикаций от 8 августа 1981г.) Подполковник в отставке  В. Михайлов.  

Hosted by uCoz