СЛОВО О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ

 

Прошло уже более 30 лет, но в моей памяти до сегодняшнего дня живы образы людей, с кем мне при­ходилось жить, служить, совершенствовать свое летное боевое мастерство и умение работать с личным соста­вом в самых трудных армейских условиях. Когда я служил в Польше (1972-1976 гг.) в г. Колобжеге меня судьба свела с замечательным летчиком, умным и грамотным командиром, душевным и порядочным человеком командиром авиационного полка подполковни­ком Маринцевым Юрием Павловичем.

Первая встреча с ним произошла на аэродроме. Перед нами стоял высокий, симпатичный, улыбающий­ся офицер в плотно подогнанной новой военной форме, богатырского телосложения и его внешний вид внушая всем нам взаимное доверие и уважение. На построении личного состава полка он был представлен командиром дивизии, и мы поняли, что к нам прибыл уже опытный командир полка, успешно освоивший новую боевую тех­нику самолет МиГ-23М.

Более подробное знакомство с подполковником Маринцевым Ю.П. произошло на совещании руководящего состава полка, а главное в процессе лич­ного обучения при выполнении сложных боевых задач, поставленных Главкомом ВВС. А их было немало и все одна слож­нее другой. Согласно боевого приказа ко­мандира полка я был включен в состав боевого расчета звена управления ведо­мым командира части. И таким образом, все учебно-боевые задачи, к большому моему удовольствию, в составе полка выполнялись лично под руководством подполковника Маринцева Ю.П. боевой единицей пары.

Нам пришлось впервые, за все время существования авиационного полка еще со времен Великой Отечественной войны пройти очень важное и трудное испытание внезапную проверку полка Государственной Инспекцией Министерства Обороны СССР во главе с Маршалом Советского Союза Москаленко. Подъем полка по тревоге в 3 часа ночи, перехват воздушных целей на предельно малых высотах вплоть до потолка на самолетах МиГ-23М в основном с передней полусфе­ры, посадка полка ночью на незнакомом аэродроме, нанесение ударов по танковой колонне боевыми ракетами на полигоне, перелет на полигон «Астрахань» после полной заправки топливом, выполнение стрельб по реаль­ным беспилотным воздушным целям, управляемым с КП каждой парой летчиков днем и ночью в сложных метеоусловиях. Контроль на всем пути осуществлялся лично представителями Государственной Инспекции МО. Затем, возвращение полка в полном составе в Колобжег и сдача экзаменов всего личного состава. Полк одержал трудную, но заслуженную победу. Экзамены по теоретическим дисциплинам личный состав по кате­гориям были сданы на оценку «хорошо», а практические задачи по летной подготовке и боевому применению - на оценку отлично. По итогам инспекции полку был вручен вымпел Министра Обороны СССР.

А каких надо было приложить усилий командованию полка для подготовки и проведения мероприятий для участия в учениях «Щит-76».

А чего стояла задача, поставленная Главкомом ВВС, освоения техники пилотирования и боевого при­менения над морем и выполнение полетов на предельно малых высотах на сверхзвуке на самолетах МиГ-23М?

Например, в 1975 году на аэродром Колобжег утром рано с КП поступает сигнал «Тревога». Как всегда, по этому сигналу летный и инженерно-технический состав занимает свои места по капонирам согласно боевого расчета.

Управление полка, во главе командира части подполковником Маринцевым Ю.П., встречает прилет Главкома ВВС Маршала авиации Кутахова П.С. и его команду. К этому времени летный состав полка прошел переподготовку на самолетах МиГ-23М, освоил новые, более сложные программы по новому Курсу боевой подготовки. Многие летчики повысили классность, особенно 3 аэ, где были молодые летчики, выпускники ЧВВАУЛ и ХВВАУЛ. В полку не было наземных и летных происшествии. Полк усиленно готовился к учениям «Щит-76».

При получении новых самолетов МиГ-23М, все большее любопытство проявляли разведывательные полеты самолетов США с острова Бранхольда. Были попытки, когда наши летчики пилотировали над морем зайти снизу-сзади для фотографирования наших самолетов. Но КП вовремя предупреждал, и наши летчики быстро оказывались в атаке с передней полусферы, а американцы уклонялись от воздушных боев. Об этих встречах КП докладывало на КП дивизии и армии, об этом знала и Москва, но о применении боевого оружия речь не шла, хотя мы к этому были всегда готовы, ибо шло круглосуточное дежурство авиационного звена на аэродроме в готовности №1, №2.

После доклада командира Главком ВВС дает команду, чтобы он пригласил на построение весь летный состав. После его прибытия Главком ВВС довел до всех цель своего (прибытия) прилета: «Проверка боевой готовности полка на новой боевой технике самолета МиГ-23М.

Товарищи летчики! Слушайте вводную:

Воздушная цель с запада, летящая над морем, находится вне видимости КП. Разрешаю разгон самолета до сверхзвуковой скорости на малой высоте при стреловидности крыла 72 с использованием прицела.»

Главком внимательно посмотрел на строй летчиков. Он прекрасно знал, что согласно Инструкции лет­чику не разрешалось выполнять полеты на малых высотах на сверхзвуке, хотя самолет МЛГ-23М, согласно так­тико-технических и летных характеристик позволял выполнять эти задачи. Кто может выполнить эту вводную, спросил Главком ВВС.

Командир полка подполковник Маринпев Ю.П. сделал шаг вперед, за ним четко последовал весь полк летчиков. Это очень похвально и спасибо за боевую готовность, заявил Главком ВВС, но этот вопрос мы пору­чаем решить командиру полка, он лучше знает своих летчиков. Тогда подполковник Марийцев Ю.П. назвал фамилию майора Панкратова Александра Ивановича, помощника командира полка по огневой и тактической подготовке. Маршал Кутахов П.С. согласился. Через несколько минут поступила команда с КПД «Воздух». Майор Панкратов привычно, энергично добежал до своего самолета в капонире и в короткое время запустил, вырулил и взлетел в воздух. Но не успели члены комиссии настроить свои секундомеры и проводить самолет зрительно, как он уже появился во всей красе правее ВПП вдоль берега моря на высоте 100 м с включенным форсажем, установленным крылом со стреловидностью 72 на сверхзвуковой скорости. На средине аэродрома самолет энергично перешел в набор высоты с углом 60. Только успели засечь время подъема самолета, как раз­дался гром с резким треском словно над нами небо дало трещину, многие офицеры закрыли руками уши, а на всех аэродромных сооружениях и наших жилых домах, резко с неприятным звоном посыпались стекла. На аэродроме и в городке стоял переполох. Дети и женщины бросались бежать на аэродром, думая, что взорвался самолет, но их вовремя успокоили.

В это время майор Панкратов заканчивал свой маневр.

Цель быстро приближалась к аэродрому на по­толке, и летчик успел с передней полусферы перех­ватить цель,  атака была очень скоростной. На наборе высоты со 100 м до 13000 м ушло ровно 11-12 сек. Так зафиксировали все, кто стоял на земле. Главком ВВС был доволен результатом полета и попросил летчика повторить маневр. Выполняя команду командира полка, майор Панкратов еще с большим усердием выполнял этот маневр, чем еще больше усугубил наземную обстановку.

После посадки Главком ВВС поблагода­рив летчика, наградив его часами,  спросил о работе прицела, на что летчик ответил, что прицел не успевает  отрабатывать, - очень мало времени.

В конце беседы Главком ВВС маршал Кут ахов П.С. порекомендовал командиру полка планировать полеты для тренировки летного состава, чтобы он был готов выполнять полеты для тренировки летного состава, чтобы он был готов выполнять боевые задачи на сверхзвуковых скоростях на малых высотах.

После посещения Главкома ВВС с Комиссией, летчики нашего полка выполнили на полигоне по 2-3 полета в комплексе с другими упражнениями, но нам осталось в наследство столько проблем, что мы успели их решить в течение всего года и то благодаря дружеским взаимоотношениям с местными органами власти ПНР.

И чем сложнее и ответственнее стояли задачи перед полком, тем спокойнее, увереннее и надежнее действовал наш командир. Он заряжал личный состав личным примером. Смело брал на себя ответствен­ность за принятие самостоятельных решений. Я никогда, ни при каких сложных обстоятельствах, он не «рубил с плеча», редко прибегал к наказанию, но зато в совершенстве владел методом убеждения. И каждый воин - авиатор жил одной мыслью: «Как бы не подвести командира!» С уважением и любовью называл его "Батей".

После службы в ПНР мне выпала большая честь служить опять в родном Черниговском ВВАУЛ, в 701 УАП. Через некоторое время судьба опять свела нас с полковником Маринцевым Ю.П., который прибыл на должность заместителя начальника ЧВВАУЛ, а вскоре он стал начальником нашего училища.

Ему пришлось решать более сложные и новые задачи, чем в строевых частях ВВС особенно в таком авторитетном ВУЗе, как ЧВВАУЛ. Несмотря на трудности, в очень короткие сроки полковник Маринцев Ю.П. все эти особенности успешно освоил и грамотно решал в практической деятельности.

Он обладал прекрасными организаторскими способностями, умением работать со всеми категория­ми военнослужащих. Был прост и доступен в обраще­нии. Высокая справедливая требовательность, личная работоспособность, четкость и порядочность, высокая профессиональная подготовка в летной работе, владе­ние - здоровым юмором нетерпимость зазнайства, очковтира­тельства и недостатков в работе, - все эти и другие качества с уважением воспринимались всем личным составом училища. Он в Черниговском ВВАУЛ подтвердил это уважительное звание «Батя» на практической деятельности. Я часто задавал себе вопрос, чего было в нем больше? Качеств воспитательного, педагогического характера или командирских способностей? Но этот сплав являлся крепким фундаментом для того, чтобы быть настоящим профессионалом в ВВС, умным командиром, талантливым военноначальником и настоящим человеком.

Я горжусь тем, что мне пришлось испытать все трудности и радости авиационной жизни, летать и со­вершенствовать боевое мастерство в составе пары с таким замечательным летчиком, командиром, каким был генерал-майор Маринцев Юрий Павлович.

К большому сожалению, после продолжительной болезни, недавно ушел из жизни исключительно по­рядочный человек, генерал-майор авиации Юрий Павлович Маринцев, жизнь и служба в ВВС которого была ярким примером для всего летно-инженерного состава, выпускников-курсантов Черниговского Высшего воен­ного авиационного училища летчиков имени Ленинского комсомола.

Если есть такая сила,

 Что тебя легко уговорила

 Свой закончить век...

Значит перед ней бессилен человек.

Прощай дружище, дорогой!

Всегда гордились мы тобой.

Ты в небе с доброю душою,

- Зажгися яркою звездою!

Полковник запаса Грудина И.А.

 

Hosted by uCoz