Домницкий
Виктор Александрович
3 февраля 1952 г.р.
1976 год выпуска ЧВВАУЛ
на Л-29 Конотоп и Добрянка.
3-ий и 4-ый курсы на МиГ-21 в
с. Первомайское и г. Чернигове
(Инструктор Лесников В.И.,
ком. Звена Данилов Е.А.
командир аэ Астрейко.)
После окончания училища в 1976 году получил направление в Одесский Военный Округ. Занимал должность старшего летчика, выполнял полеты на МиГ-21Р, сухопутные и морские разведки.
В 1978 году командование ОдВО приняло решение, что все «молодые» летчики округа «изъявили желание» летать на вертолетах Армейской Авиации. Меня перевели в пос. Добрянка на должность командира вертолета Ми-24, где формировался полк Армейской Авиации. С тех пор я видел самолеты только со стороны.
Летное переучивание на вертолет Ми-24 заняло 6 часов 08минут!
В 1979 году, являясь ст. летчиком вертолета, участвовал в перегонке а/техники в Афганистан.
Затем был направлен в ГСВГ. Стал командиром звена, нес боевое дежурство на границе с ФРГ. Летали с площадки дежурства по случаю нарушения границы и «играли» с нарушителями «кто кого уложит без применения оружия » (заряжали под завязку, а применять запрещалось категорически). Вот и издевались над нами пилоты с той стороны, как хотели.
1984 1985 года я в Афганистане. Полеты по Программе Курса боевой подготовки, инструкторские, облеты а/техники и т.п. не учитывал. Боевая работа это воздушные разведки (днем и ночью), сопровождения колонн, поддержка наземных войск по операциям, воздушное патрулирование и т.д. и т.п.
"Мне этот бой не забыть нипочем..."
С КП - приказ и мы летели даже туда, куда топлива хватает в один конец.
Так в 1985 году сборное звено 4-ре Ми-24 с аэродрома Кабул было поднято по тревоге и в полете поставлена задача: площадка Бамиан - десантники просили помощи. Мы на КП докладываем, что у нас топлива хватает только на полет в одну сторону. «Не переживайте подвезем на Ми-6» - сказали нам с КП.
Вот там, то во время боевого вылета был подбит вертолет к-на Павлова Георгия Георгиевича (наш выпускник ЧВВАУЛ 1976года).
Пара летала в километре двух от нас, обрабатывала цели, данные наводчиком. Я сидел в кабине своего вертолета вместо РП. Слышно было, как с земли по нашей паре в ответ заработали ДШК и ЗГУ. Я предупредил об этом экипажи. И тут вертолет Павлова резко «отвалил» и резко со снижением пошел на площадку, где мы базировались. На запросы не отвечал. Заход по-самолетному, на выдерживании выпуск шасси, правое до конца не выходит и машина опрокидывается на правый борт Кого вытащили, кто сам успел вылезти все живы. В машине дыры и от 30-ти мм пушки и от ДШК: повреждено радиооборудование, повреждены топливные баки и самое главное это гидросистема. Её хватило только на нежное управление до площадки и частичный выпуск шасси. Только грамотная подготовка, огромная выдержка и холодный расчет позволили Георгию спасти экипаж.
Сколько «дырок» было на вертолетах нашего экипажа не считал! После полета наши специалисты осмотрели машину, поставили «заплатки» и вперед.
Урожайным на этот счет оказался август 1985года. Рано утром 13 августа на разведке из обнаруженного замаскированного огневого укрытия очередью из ДШК прошивает нашу машину и ранит бортового техника Сашу Гуцол. После удара по машине и возникшего запаха горящего металла повернулся в грузовой отсек, а Саша лежит и пытается зажать рану из которой вытекает кровь Я не знал, что так бывает больно, когда ранят твоего товарища Успели вернуться и оказать ему помощь, все обошлось.
16 августа мы не летали, ждали подмены (дело происходило на полевом аэродроме вдали от базового). Не дождавшись замены, полетели на сопровождение Ми-8 в район боевых действий. Во время одной из дуэлей маджахеды подбивают вертолет, а осколками влетевшей в кабину пули от ДШК (18-ть осколков в руке и 2-а в ноге) выбивают нас из боя. Дотянули. В санбате отремонтировали. Снова ждем замену. Но вечером опять нужно в тот же район лететь, сопровождать Ми-8 Кучеренко (в будущем, через полгода ему присвоили звание Героя Советского Союза).
Но ведущий второй пары замполит м-р Бибаев отказался лететь. Время не терпит, и мы снова прикрываем «весьмёрочку», пока она забирает окружённых на пятачке наших десантников. Место глухое, не развернуться. Я и мой ведомый Илья вдвоём «замыкаем круг», прикрывая свои хвосты. И снова меня здесь подбивают - выводят из строя один двигатель. На двух двигателях в Афгане на тех высотах, жаре и в горной местности тяжело пилотировать, а на одном двигателе В конце концов высота закончилась быстро, сухое русло реки (рекомендация инструкции) для вынужденной посадки оказалось не пригодным На последних секундах заметил справа на горе параллельно идущую дорогу и бросил туда наш вертолет. Стойки шасси срезало уступом скалы (высоты нам хватило только на это), а остальное завалилось на правый борт и как раз поместилось до отвесной скалы над дорогой. Дверной проем кабины заблокирован землей, через грузовую вылезти не могу оттуда валит дым Меня и борттехника вытащил летчик-оператор. Вскоре нас забрал вертолет
За время в Афганистане совершил:
- 495 боевых вылетов
- налет 714 час.55мин.
- два ранения
- Орден Красной Звезды
- Орден Боевого Красного Знамени
После Афганистана служба в Белорусском ВО, Забайкальский ВО.
Заканчил службу в 1998году в г. Чите на вертолетном заводе:
звание - подполковник
должность Начальник Станции Лётных Испытаний, старший летчик-испытатель
лётная классификация «Лётчик снайпер»
общий налёт 2600часов.
От автора сайта:
Наши ребята безусловно заслуживают золотых звезд Героя, но видимо в стране в то время было трудно с золотом. Нет! Просто подвигов было гораздо больше.
Перефразирую слова В.Высоцкого
"Я бы Звезду эту сыну отдал,
Просто - на память...
В небе висит, пропадает звезда -
А ведь есть куда падать."