Воюющая школа ...

         На новом месте базирования штаб школы, 2, 6, 7 авиаэскадрильи были размещены в г. Зернограде, а 1, 3, 4 и 5 авиаэскадрильи — соответственно в станицах Атаманской, Егорлыкской, Кагальницкой и Мечетенской. Началось благоустройство: оборудовались поле­вые аэродромы, рылись землянки, сооружались подсоб­ные и складские помещения. 
        Под жилье приспосабливались сараи, ветхие мазан­ки. В них размещались курсанты, летный и технический состав. В этих же помещениях проводились занятия и разборы полетов. Несмотря на все усилия командова­ния, личного состава, нормальных условий для летной работы не было. 

Майор в отставке ЛОБАНОВИЧ Ф. А. в своих вос­поминаниях пишет: Штаб школы расположился в городе Зернограде. Здесь нас распределили по эскадрильям, я попал во 2-ю, где командиром был капитан ЛЕЩЕНКО. Здесь мы начали летать на УТ-2. Жили мы в ка­ком-то здании, спали прямо на полу на соломе». И все же основная задача была выполнена. В августе и сен­тябре 1941 года был произведен первый выпуск летчиков-истребителей на самолетах И-15 и И-16, в эскад­рильях капитана ЧУРИЛОВА и БОРЗЫХ — на самолетах И-16 и эскадрильях капитанов ВЛАСОВА, ШИ­ШКОВА, ЦЕЛИЩЕВА, ЛЕЩЕНКО и ГУБАРЬКОВА — на самолетах И-15 БИС. 
        Среди первых выпускников, вспоминает ветеран школы В. И. НОВИКОВ, были «...степенный и уравно­вешенный БАРСУКОВ, заводила МЕНШУТИН, аккуратный и очень исполнительный БУРШИН, флегматичный НИКОНОВ, рассудительный МОСТАКОВ». Среда первых выпускников был Л. САВИЧЕВ. 
Всех их объединяло одно: очень рвались летать, чтобы быстрее попасть на фронт. 
        А сводки с фронта были не утешительными. Враг рвался к Москве, замыкал кольцо блокады вокруг Ленинграда, угрожал Киеву, стремился к кавказской нефти. Действующая армия нуждалась в пополнении. 4 августа 1941 года по приказанию командующего ВВС СКВО генерал-лейтенанта КРАСОВСКОГО была вы­делена в распоряжение штаба округа одна эскадрилья ночных бомбардировщиков на самолетах УТ-2. Командиром аэ был назначен капитан ХРАМЧЕНКО. Во вто­рой половине сентября для ПВО г. Ростова была сфор­мирована, отправлена авиаэскадрилья (без материальной части) под командованием старшего лейтенанта ЯРОВОГО. С приближением фронта к Ростову по приказу командующего ВВС 56 отдельной армии генерал-лейтенанта КРАСОВСКОГО из состава школы был сформирован и отправлен в состав дивизии подполковника БЕЛИЧЕНКО авиаполк на И-15 БИС "и И-16 под командованием майора ГОРБАЧЕВА. На основании личного приказания командующего ВВС СКВО генерал-лейтенанта авиации т. КРАСОВСКОГО от школы выделен летный и технический состав с самолетами И-15 БИС и И-16 и создан особый истребительный полк под командованием майора ГОРБАЧЕВА А. П., впоследствии капитана ЮМИНА Н. А., военного комиссара полка—батальонного комиссара ГРИБЧЕНКО А. Д. и начальника штаба полка — майора ОСИПОВА В. И. для боевых действий по танкам и наземным войскам южной группы противника в районе Таганрога». 
        Личный состав полка состоял из 111 человек. В со­став полка входило 3 аэ: 

1-я аэ под командованием старшего лейтенанта
КОШУБЫ Ф. А. — из 6-ти самолетов И-16;

2-я аэ под командованием старшего лейтенанта 1
ТОЧИЛКИНА С. И. — из 7-ми самолетов И-15 БИС; -4

 3-я аэ под командованием старшего лейтенанта БРЕЖНЕВА В. Г. впоследствии старшего лейтенанта ВАСИЛЬЕВА — из 6-ти самолетов И-15 БИС. 
        Этот вопрос был согласован-с УВВС Красной Армии. В состав вновь сформированных 661 и 653 авиаполков из школы убыли на фронт 126 человек офицерского, сержантского и рядового состава. 
        Сформированный полк успешно действовал в соста­ве ВВС 56 отдельной армии и за период с 14 по 21 октября 1941 года совершил 168 боевых самолето-вылетов, из них 121 вылет на штурмовку и бомбежку танковых колонн    Э. КЛЕИСТА на дорогах Донбасс—Ростов и Таганрог — Ростов. Летчики полка уничтожили 80 танков и бронетранспортеров противника, 7 автоцистерн с горючим, 11 автомашин, 12 зенитных орудий, 3 самолета Ме-109, разрушили переправу через реку Миус и уничтожили до полка пехоты противника, чем внесли вклад в оборону города Ростова. Надо отметить, что из общего числа вылетов — 99 на самолетах И-15 БИС полк выполнил без единой потери. Но затем, начиная с 19 ноября, потерял 9 самолетов И-15 БИС. 
        «Особое напряжение боевой работы — вспоминает бывший политрук ВОВК И, Г. — приходится на 17 ок­тября. С 13 часов до наступления темноты полк выпол­нил 57 самолето-вылетов, нанес противнику в районе Самбек большие потери и приостановил дальнейшее про­движение танковой группировки». 
        За проявленное мужество, храбрость и отвагу были награждены правительственными наградами 21 человек. В их числе капитан ЮМИН Н. А., старшие лейте­нанты КАШУБА Ф. А., ТОЧИЛКИН С. И., БРЕЖЯЬВ В. Г., младшие лейтенанты ПАШИНОВ, ДОЙКИН, ЗАВЬЯЛОВ, САНИН, старший сержант ВА­СИЛЬЕВ В. А. и другие. Выпускник авиашколы 1942 года Герой Советскогj Союза ЖУКОВ С. И. и бывший начальник школы|полковник в отставке ВОРОНИН К. М. вспоминают, Что в период боевых действий под г. Ростовом был случай, когда пара самолетов И-16 при штурмовке зенитных целе на Реке Миус попала под сильный огонь зенитных средств немцев. Ведущий лейтенант САРАТОВ был подбит и сел на поле. Ведомый летчик лейтенант ТИТАРЕНКО видя, что к самолету товарища бегут немцы, сел рядом, забрал своего ведущего и благополучно прилетел на свой аэродром. За этот подвиг лейтенант ТИТАРЕНКО был награжден орденом Ленина. 
        Всего в начальный период Великой Отечественной войны на базе школы было сформировано 3 истребительных авиационных полка, 3 авиационные эскадрильи и одна рота парашютистов-автоматчиков, что в общей сложности составило около 40 процентов личного состава. 
        Все это дает основания считать ЧВАШП воюющей частью. 
Между тем продвижение немцев к Ростову, прак­тически отсутствие условий для проведения летного обучения курсантов, предопределило решение о втором перебазировании школы пилотов. Местом дислокациии был определен г. Кизыл-Арват Ашхабадской области Туркменской ССР. 
Перебазированию школы, начавшемуся в конце ноября 1941 года, предшествовала тщательная подготовка. Ведь путь предстоял немалый. Надо было преодо­леть расстояние, протяженностью 2046 км, в том числе такую водную преграду, как Каспийское море. 

назад

Hosted by uCoz