ЧВАШП в песках Туркмении

По письмам-воспоминаниям ветеранов  школы тов. КАРПМАНА А. И., ЯКУШЕНКО К. Н., ВОВКА И. Г., ШАРОВА А. В., НОВИКОВА В. И. и других материалам архива можно представить себе все сложности этого перебазирования Все исправные самолеты У-2, УТ-2, И-16, УТИ-4 и др. совершали перелеты по марш­руту Зерноград — Сальск — Буденовск — Грозный — Махачкала. Остальное имущество и личный состав были перевезены эшелонами. В г. Махачкала материаль­ная часть, автомашины, имущество и личный состав были размещены на паромы и через Каспийское море переправлены в порт Красноводск и дальше железной дорогой до г. Кызыл-Арвата. Часть же личного со­става и члены семей военнослужащих были эвакуированы железной дорогой по маршруту Зерноград — Ста­линград — Уральск — Актюбинск — Аральск — Кизыл Орда  - Чимкент — Ташкент— Самарканд - Бухара-— Мары —- Ашхабад — Кызыл-Арват.

В начале декабря 1941 года основной состав школы прибыл к месту назначения.

Штаб ЧВАШП, 1 и 3 авиаэскадрильи были размещены в г. Кызыл-Арват на двух аэродромах, а 2, 4 и 5 авиаэскадрильи—соответственно в населенных пунктах Казанджик, Егер-Бугаз и Кара-Бугаз, где имелись посадочные площадки, годные для учебных полетов.

«Наша 4-я эскадрилья капитана ГУБАРЬКОВА,— вспоминает бывший летчик-инструктор А. КАРПМАН, — находилась в 40 км от Кызыл-Арвата, в песках Кара-Кумов, на дне высохшего озера Кара-Бугаз. Кругом пустыня, сыпучие пески, ни дерева, ни населенного пункта. Рыли землянки, оборудовали аэродром, строили столовую. Даже построили из кирпича, который сами делали, красивую эстраду. Воды в расположении эскадрильи не было, ее возили из города...

Немало забот доставляла заготовка топлива, которым служил саксаул. На заготовку саксаула приходилось ходить за 5— 8 км. С этой целью в каждой эскадрилье, независимо от погоды, выделялась группа курсантов. Заготовленное топливо вьючным способом доставлялось к месту назначения».

Весной 1942 года авиаэскадрильи приступили к полетам. Трудности встречались на каждом шагу. Особенно тяжело было в летнюю пору — температура воздуха доходила до 43 градусов в тени, а на солнце —даже до 67 градусов. Поэтому полеты обычно начинались в 4—5 часов утра и заканчивались к 9.00. Возобновля­лись вечерами с .17—18 часов. Частенько налетали песчаные бури. Из-за высоких температур и песка, который проникал в любую щель, очень быстро изнашива­лась материальная часть. Однако использовалась ма­лейшая возможность для производства полетов и учеб­ных занятий.

В этих нелегких условиях личный состав школы, от офицеров до рядовых, проявлял высокую организованность, дисциплину, инициативу и находчивость, показал умение применять знания и практический опыт

В борьбе за выполнение планов боевой и политически подготовки.. Силами и средствами  школы, при помощи местных органов власти и общественных   организаций было построено более 120 землянок, вырыто 8 колодцев проложено до 200 км грейдерных дорог. На аэродромах сооружались капониры с целью укрытия   самолетов и| предотвращения их поломок при бурях.

Большие трудности испытывала школа   из-за плохой обеспеченности   спецтранспортом,   автомашинами и основными запасными частями  самолетов и моторов. Например, в период перехода  на новую  авиационную технику самолеты ЯК (впервые   школа   получила с заводов   авиационной   промышленности  5  самолетов Як-7 Б и 5 самолетов Як-1 в феврале 1942 года), шко­ла постоянно нуждалась в пополнении этими самолетами до полного штата. Часто не хватало горючего, сма­зочных материалов. Учебные и наглядные пособия изго­товлялись силами личного состава школы.


 ЛТХ:

Модификация

  Як-1

Размах крыла, м

  10.00

Длина, м

  8.48

Высота, м

 

Площадь крыла, м2

  17.15

Масса, кг

 

  пустого самолета

  2445

  нормальная взлетная

  2950

Тип двигателя

  1 ПД М-105ПА

Мощность, л.с.

  1 х 1050

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  472

  на высоте

  569

Практическая дальность, км

  650

Скороподъемность, м/мин

  877

Практический потолок, м

  10000

Экипаж

  1

Вооружение:

  одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС

 

ЛТХ:

Модификация

  Як-7Б

Размах крыла, м

  10.00

Длина, м

  8.50

Высота, м

  2.75

Площадь крыла, м2

  17.15

Масса, кг

 

  пустого самолета

  2490

  нормальная взлетная

  3010

Тип двигателя

  1 ПД М-105ПФ

Мощность, л.с.

  1 х 1180

Максимальная скорость , км/ч

 

  у земли

  514

  на высоте

  570

Практическая дальность, км

  645

Скороподъемность, м/мин

  862

Практический потолок, м

  9900

Экипаж

  1

Вооружение:

  одна 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов) и
 два 12.7-мм пулемета УБС с боезапасом 400 патронов (левый пулемет - 260, правый - 140).
 в перегрузку под крылом можно было подвешивать шесть РС-82 или две бомбы от 25 до 100 кг каждая.

Трудности   обуславливались   и   ограниченностью времени обучения курсантов.  Дело   в том,  что в ходе войны для курсантов были изменены программы в сторону уменьшения их объема и с девяти до шести  меся­цев сокращены сроки   обучения. Кроме того,  вьпуски по срокам, установленным УВУЗ ВВС Красной Армии, были заменены выборочной   поточной   системой,   что вызывалось необходимостью более быстрой подготовки летных кадров для фронта. Только  в начале 1944 года школа получила   сборник  программ  по  внеполетной подготовке, где время   на   обучение   курсантов   было увеличено,  что положительно сказалось на повышении качества их теоретической и летной подготовки.

Одна­ко, несмотря на все трудности, 25 апреля 1942 года был произведен первый выпуск курсантов на самолете Як-1 в количестве 18 человек.

В октябре 1942 года произошло изменение в руко­водстве школой. По распоряжению УВУЗ и УК .ВВС Красной Армии полковник КУРДУБОВ Ф. Г. убыл для прохождения службы в Борисоглебскую авиашколу пилотов. В командование школой вступил прибывший из Армавирской авиашколы подполковник Голубев Г. Г.

Надо сказать, что командование школы уделяло постоянное внимание повышению уровня теоретической, методической и тактической подготовки летного и пре­подавательского состава. Кроме плановых занятий по тактике воздушного боя, изучения новой материальной части, поступающей на вооружение, за годы войны 14 преподавателей прошли обучение на курсах усовершенствования при академии и других курсах усовершенст­вования преподавательского состава.

Одновременно практиковалась стажировка части офицеров в частях действующей армии. Так, через стажировку прошло 49 человек летного состава, 27 преподавателей и 18 офицеров других специальностей, всего 94 человека. Стажировка дала им возможность на практике узнать жизнь и боевую деятельность частей в боевых условиях, увидеть и осознать боевую работу летчиков, командиров подразделений в целом, уяснить себе целевую установку в подготовке летного состава.

Кроме того, стажирующиеся в действующей армии знакомились с новинками в области авиационной техники и ее боевым применением, расширяли свой кругозор, укрепляли уверенность в своих знаниях. Обмен опытом, выступления летчиков, преподавателей авиационных эскадрильях и на циклах учебно-летного отдела, начальником которого был подполковник МУЛЬКОВ Н. А., приводил к выработке единого взгляда по ряду основных тактических вопросов в обучении курсантов.

Большую помощь командованию в выполнении задач учебно-боевой и политической подготовки оказывали партийная и комсомольская организации. Коммунисты и комсомольцы были первыми среди воинов-авиаторов, показывая пример добросовестного отношения к своему воинскому долгу, постоянно заботясь о росте авторитета и своих рядов. Так, если в 1941 году в члены ВКП(б) было принято 23 человека, кандидатами в члены ВКП(б)—39 человек, всего 62 человека, то в 1942 года—â члены ВКП(б)—68 человек, кандидатами в членыВКП(б)—411 человек, а в 1943 году соответственно 123и 226 человек.

Обращает на себя внимание число принятых члены кандидатами в члены   ВКП(б) в 1942 году - 479 человек. Эта цифра подтверждает тот неоспоримый факт, что в самое тяжелое для Родины  время,   советские воины стремились связать свою  судьбу с, партией Ленина.

 Коммунисты, выполняя требования Коммунистической партии и Верховного Главнокомандования, решения партийных активов и собраний, шли в первых рядах в решениях задач, стоящих перед личным составом. Например, при освоении самолета Як-1 впереди шли члены и кандидаты в члены ВКП(б) командиры отрядов капитан БРЕЖНЕВ и ст. лейтенант ФЕДОРЕНКО, коман­диры звеньев ст. лейтенант КУЛАЖЕНКО и лейтенант.

Лейтенанты ВАСИЛЬЕВ и НИЯКИН,  ст.   техники-лейтенанты ШИШКИН, ПУЧКОВ и др. В одном из полит донесений говорилось, что в мае 1943 года школа  выпустила  70 летчиков-истребителей, показавших на государственных экзаменах только отличные и хорошие знания.  Почти все выпускники — члены и кандидаты в члены партии. Для личного состава школы читались лекции, про­водились беседы о положении на фронте и в тылу, о ро­ли партии в мобилизации всенародного отпора немецко-фашистским захватчикам, на другие темы политическо­го и воинского воспитания. Целенаправленную  работу по идейно-политическому воспитанию курсантов,  всего личного состава проводили  преподаватели  социально-экономического цикла УЛО школы политруки  ГОНЧАРЕВСКИЙ, МОШИНСКИИ, ВОВК, ФРОЛОВ. Органи­зовывались встречи с фронтовиками,   с  руководителя­ми местных партийных и советских органов   г. Кызыл-Арвата, митинги «После полетов и других работ,—вспо­минает А. КАРПМАН,—хорошо отдыхали: организовывали хорошую  самодеятельность,   сочиняли  сценарии концертов, стихи и рассказы,  ставили  пьесы...».   Пар­тийно-политическая  работа  способствовала  формированию у воинов-авиаторов школы высокой политической сознательности,   дисциплинированности,   бдительности, готовности к самоотверженной борьбе с врагом. Хорошо эти чувства выразил курсант ШАРНИНСКИИ, который, выступая 22 сентября   1943 года .на   митинге,   посвя­щенном  освобождению  от  немецко-фашистских    захватчиков города  Чернигова   (все они   считали себя черниговцами), призвал своих товарищей   еще  выше крепить дисциплину, организованность, учиться на «от­лично» и «хорошо».

Многие летчики и курсанты школы проявляли мужество, самообладание, оказавшись при выполнении полетных заданий в аварийной ситуации. Эти качества проявили: лейтенанты БОЙКО и РОМАНЕНКО, курсант КАНАЧИН и др., которым за правильное принятие Решений в аварийной обстановке, проявленные при этом самообладание и мужество, начальником школы была объявлена благодарность,

Активными помощниками коммунистов школы были комсомольцы. В июле 1944 г. комсомольская организация насчитывала 1303 человека или 55,8% личного состава. Наибольшее число принятых  в ряды ВЛКСМ  из числа передовой молодежи школы — 429 человек, приходится на 1942 год. Стремление быть в рядах лучших—характерно   для   комсомольцев-авиаторов.   Идя встречу 25-летию ВЛКСМ, отличных успехов   в  учебе  добились курсанты комсомольцы МУХДЕВ, АНАНЬЕВ, ИВАНОВ, ПАНИН, ГОРОДИССКИЙ, ТАРАН и другие Комсомолец механик ЛИПАТОВ, работая  на самолете Як-1 с мотором М-105 ПФ   в  условиях   повышенных температур и большой пыльности,  обеспечил  бесперебойную работу своего самолета в течение 135,часов. За этот период на моторе ни разу не менялись компрессорные    кольца.   Комсомольцы    ремонтных  мастерских  КРИШПОПИН, ВЫРОСТКОВ, ЕРЕМЕНКО, НЕЗНАМОВ, ГОЛИКОВА выполняли нормы выработки на 150 — 160%. Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что воины-комсомольцы школы с высоким чувством ответственности относились к выполнению  приказов   командования и вносили достойный вклад в дело обеспечения разгрома немецко-фашистских захватчиков.

В военные годы в Черниговской школе пилотов служили не только юноши, но и девушки. Вот что рассказала в письме, пришедшем из далекого Казахстана, бывшая рядовая СКЛАДАН (Татарйнцева Нина Григорьевна). В 1943 году она вместе с Асей КАРАТАЕВОЙ, Соней НАЗАРОВОЙ, Ниной АГАПОВОЙ и Катей МИХАЙЛОВОЙ были направлены райвоенкоматом в распоряжение ВВС Среднеазиатского военного округа, а оттуда в Черниговскую военную авиашколу, располагающуюся в г. Кызыл-Арвате. «По прибытии на место нас закрепили за авиаремонтными мастерскими,—вспоминает Нина Нина Григорьевна готовили по различным специальностям мелкого полевого ремонта самолетов: маляров по плоскостям, маляров-обойщиков, некоторые девушки попали в механический и оружейный цеха... После. 6-месячной подготовки в авиамастерских нас распределили по авиаэскадрильям. Я вместе с Лидой КЛИМУШКИНОЙ и Соней ЗАБАЙРАТСКОЙ попала во 2 аэ и работала сначала маляром по плоскостям, затем маляром-обойщиком ПАРМ. Обеспечивали мелкий ремонт самолетов непосредственно на аэродроме, были случаи и текущего ремонта...» Нелегка была служба и работа 19-летних девушек. Но были рядом боевые друзья и заботливые старшие товарищи команди­ры 2 аэ КАМПИНСКИЙ и ЛЕЩЕНКО, начальник штаба капитан РЕШЕТОВ, секретарь парторганизации капитан СЕРЕДА, начальник ПАРМ ст. лейтенант ИЩЕНКО и другие. Был октябрьский день 1944 года, когда рядовая СКЛАДАН Н. Г. была принята в ряды КПСС. Но это произошло уже в станице Ленинградской Краснодарского края.

Назад

Hosted by uCoz