Формирование ЧВАШП и первые боевые будни...

В конце 1940 года на улицах древнего Чернигова нередко можно было встретить военнослужащих с наряд­ными голубыми петлицами на шинелях. В основном это были молодые люди с одним-двумя «кубиками» в петлицах пли с сержантскими «треугольниками». Офицеры со «шпалами» встречались редко. Это были те первые «ласточки», которые съезжались сюда, чтобы выполнить приказ Наркома обороны СССР от 6 ноября 1940 года по формированию военной авиационной школы пилотов и Директиву Генштаба РККА от 16 ноября этого же года, местом дислокации, которой определялся Чернигов.

У истоков формирующейся летной школы стоял ее первый начальник полковник КУРДУБОВ Федор Григорьевич, имевший к этому времени солидный опыт работы в военно-учебных заведениях. Грамотный и требовательный командир, хороший организатор и воспитатель, он много сделал в трудные дни становления школы. Подстать своему командиру были и его заместители, кадровые офицеры: живой, энергичный, военный комиссар полковой комиссар ЗЕЛЕНЦОВ В. И., спокойный, несколько педантичный начальник штаба капитан ВОРОНИН Константин Маратович.

Значительную помощь черниговцам в становлении оказали братские училища. Из  Борисоглебского, Ворошиловградского, Чугуевского училищ, Конотопской, Чкаловской (первой)  и других школ стали прибывать летно-технический состав, преподаватели; были выделены самолеты, автотранспорт и учебные пособия, необходимые для организации и обеспечения учебного процесса. Инструкторский состав поступал в основном из летных училищ и запасных авиаполков. Среди них был Владимир Дмитриевич ЛАВРИНЕНКОВ, в то время сержант, а впоследствии прославленный  воздушный боец, генерал-полковник авиации, дважды Герои Советского Союза. Свои впечатления о новом месте службы он тепло описал в книге «Возвращение в небо»: «Зеленая весенняя улица с кирпичными одноэтажными домами, пролетки извозчиков, колонна молоденьких курсантов с голубыми петлицами, марширующих по дороге, звонкая походная песня, плывущая над зеленым валом с двенадцатью пушками, и многочисленные избы на окраине. Таким на всю жизнь остался в памяти Чернигов. Впервые же я увидел город в белом зимнем наряде в январе 1941 года, когда в составе группы выпускников Чугуевского военного авиационного училища прибыл в Чернигов на должность инструктора авиаучилища». В качестве инструкторов-летчиков прибывали выпускники Батайской, 1-й Чкаловской и других военно-авиационных школ пилотов сержанты А. КОТОВИЧ, В. НОВИКОВ, П. ПОЛИЩУК, В. САВЕНКОВ, А. ШАТАЛОВ, ШАЙДУРОВ, И. ШУРИНОВ и др. В числе первых командиров звеньев из Оренбурга приехали лейтенанты ВИКТОРОВ, МАСЛОВ, ПАВЛЕНКО и САННИКОВ.

Укомплектование школы постоянным составом бы­ло в основном закончено к 1 января 1941 года. Приступили к исполнению своих прямых обязанностей помощник начальника школы по летной подготовке майор ГОРБАЧЕВ А. П., старший инженер школы — инженер 2 ранга ЕФЛИН С. П., помощник начальника школы по материально-техническому обеспечению инженер 3 ранга ТРЕЩЕВ, зам. начальника штаба школы подполковник МУЛЬКОВ Н. А., зам. начальника отдела политической пропаганды ст. политрук ЮРОВСКИЙ, политрук ВЫРОСТКОВ, начальник тыла майор ЕХЛИН, начальник ОВС капитан КРАСНОПЕРСКИЙ, командиры авиационных эскадрилий капитан ШИТИКОВ М. К., ХРАМЧЕНКО В., ВЛАСОВ Е. А., СЕМЕНОВ С. И., майор ЦЕЛИЩЕВ, командиры отрядов ВЕСЕЛОВ Н. М. КУЩИН и другие.

Переменный состав — курсанты, отбираемые в аэроклубах, задержались с окончанием программы обучения и стали прибывать только с 5 февраля 1941 года.

Из воспоминании полковника в отставке НИКИТИНА Н. А. ««Поступил в ЧВАШП в феврале 19-11 г. после окончания аэроклуба в г. Алатырь. Это был первый набор курсантов. Зимой мы учились в городе, а накануне воины на аэродроме Халявино, где был открыт лагерь. Хорошо помню командира отряда капитана КУЩДИНА командира аэ майора ЦЕЛИЩЕВА, инструкторов НОСОВА, НЕКРАСОВА, МОРОЗОВА, преподавателя КОЗАЧЕНКО. Мы летали на самолетах У-2. Были у нас И-15, для которых в первый же день войны мы набивали патроны в ленты для пулеметов».

Пишет СОЛДАТОВ А. И.: «Аэроклуб в г. Вольске мы закончили осенью 1940 г. В феврале 1941 г. из 10-го класса мы, 6 человек, прибыли в Чернигов. На вокзале нас встретил летчик мл. лейтенант. Разместили в одноэтажной казарме. Одели явно не по-авиационному а в пехотно-кавалерийскую форму, да еще и в б/у. На голову буденовский шлем, на ноги ботинки с обмотками, от которых мы были в шоке. В учебный корпус ходили через центральные улицы города, обязательно с песней. Запевалой был курсант ПРИЧИНИН. В апреле выдали новое курсантское обмундирование. В начале мая переехали на аэр. Количевка. Жили в лесу в палатках. Начали летать на ПО-2».

Вспоминает майор в отставке ЛОБАНОВИЧ Ф. А. «Я приехал в Чернигов 4 июля. Всего в ЧВАШП прибыло нас с двух аэроклубов (Витебского и Бобруйского) около 500 человек. Две недели до начала войны мы строили плотину и копали котлован для бассейна на р.Стрижень. Руководил работами комендант школы капитан АФАНАСЬЕВ Г. Г. 21 июня, в субботу, были окончены все работы: вырыт котлован 50x50 м, построена плотина, сделан сток воды. На берегу построена 5-тн метровая вышка для прыжков, и котлован наполнился водой. На 22 июня было назначено открытие бассейна, намечался спортивный праздник. Но утром нас подняли по тревоге, и мы марш-броском прибыли на аэродром». По первоначальному штату школа состояла из пяти авиационных эскадрилий и имела самолетов: У-2—80 шт. И-15 БИС—80 шт., что составляло  96 проектов укомп­лектованности. Размещались авиационные эскадрильи на аэродромах близлежащих сел Певцы, Осняки, Юрьевка и Халявино за исключением 2-х авиаэскадрилий, весь личным состав размещался 'в лагерных условиях в палатках и землянках. «Нам выдали летное обмундирование, шикарные серые комбинезоны мягкие кожаные коричневые шлемы, подшлемники, очки («Чкаловские бабочки»), перчатки, планшеты, линейки и даже ветрочеты, — вспоминает бывший инструктор-летчик, сержант, ныне генерал-лейтенант авиации в отставке НОВИКОВ Виктор Иванович. — Наша эскадрилья размещалась на аэродроме вблизи деревни Осняки, что в 20 км от города по дороге на Гомель. У самой дороги белели палатки, лаком поблескивали видавшие виды самолеты. Курился легкий дымок над большой палаткой, которая была отведена под столовую, там же проводились занятия...».

В самом Чернигове школа размещалась в так называемых красных казармах, которые раньше занимала кавалерийская часть. Здесь же были жилые и подсобные помещения. Учебный корпус имел 28 классов.   Теоретические занятия с курсантами начались в феврале 1941 года; в этом же месяце начались тренировочные полеты с инструкторским составом на самолете У-2 с аэродрома Количевка. В апреле летный состав приступил к полетам на самолете И-15 БИС, а затем начались и первые учебные полеты с курсантами на самолетах У-2. «Начались школьные будни, — вспоминает НОВИКОВ В. И. Наземная и предварительная подготовка, полеты и разборы. Летали с большим желанием...».

С первых шагов молодой летной школы вопросы боевой подготовки летно-инструкторского и курсантского состава находились в центре внимания командования и партийной организации. На состоявшемся 28 февраля 1941 года  первом общешкольном партийном собрании, с докладом на котором выступил начальник отдела политпропаганды школы старшиний политрук Юровский.

В апреле 1941 года формирование школы было закопчено. План учебно-боевой подготовки за апрель—май был выполнен полностью.

1 мая 1941 г. личный состав авиашколы принимал участие в первомайской демонстрации трудящихся города Чернигова. У курсантов парадной формой были новые летные комбинезоны, шлемы с очками, винтовки, вспоминает СОЛДАТОВ А. И.

В июне месяце весь инструкторский состав освоил самолет И-15 БИС, а курсанты 2 и 3 авиационных эскадрилий вплотную подошли к самостоятельному вылету на этом самолете. В период с 9 по 12 июня 1941 года ход учебно-боевой подготовки проверялся инспекцией ВВС Красной Армии. Работа по всем видам подготовки была оценена «вполне удовлетворительно».

Размеренно протекали расписанные по минутам школьные будни: учеба, полеты, строевая подготовка, несение караульной службы, строительные и хозяйственные работы. Но на душе, как вспоминают многие ветераны, было тревожно. Настораживали сообщения печати и радио о частых нарушениях советских воздушных границ самолетами германских «люфтваффе». Не принесло спокойствия известное сообщение ТАСС от 14 июня 1941 года, распространенное радиовещанием и печатью. В нем говорилось: «...Слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы и происходящая в последнее время переброска германских войск. в восточные и северо-восточные районы Германии связана, надо полагать, с другими мотивами, не имеющими касательства к советско-германским отношениям». Сообщение ТАСС способствовало притуплению бдительности, но полного успокоения не принесло, чувствовалось, что «в воздухе пахнет порохом», хотя понимали грозящую опасность Далеко не все.

Никогда не забудут советские люди, в том числе,- ветераны Черниговской школы пилотов, 22 нюня 1941  года немецко-фашистские орды вторглись на территорию нашей Родины. Началась Великая Отечественная воина советского народа против чудовищного порождения мирового империализма — фашизма. «Последнюю довоенную субботу, - пишет В. Д. ЛАВРИНЕНКОВ — я с несколькими товарищами провел в Чернигове 'Настроение у нас было отличное: целый воскресный день был еще в нашем распоряжении. Ночевали в гостинице. И вдруг рано утром появился посыльный из отряда:

_ Скорей. Вас ждет машина... Началась война.

Капитан КУЩЕНКО быстро собрал личный состав.

— Сейчас мы находимся далеко от фронта, но для авиации не существует больших расстояний, и вы отлично знаете это. С сегодняшнего дня каждый из нас — фронтовик, — спокойно и твердо сказал он. Приказываю перетащить все самолеты в лес, надежно замаскировать их, срочно соорудить землянки для жилья, отрыть щели. Из лагеря не отлучаться! Палатки разобрать, кровати сдать на склад.

Мы бросились выполнять приказ. Летное поле аэродрома, где стояли крыло к крылу наши двукрылые тупоносые, легкие истребители И-15 БИС, вмиг опустело. Свернутые палатки кучей лежали под деревьями. Вместе с курсантами авиаучилища мы перебрались в лес.

С рассвета до темноты инструкторы поочередно дежурили у самолетов в полной готовности к немедленному вылету. А сменившись, возвращались к курсантам, продолжали занятия по программе...»

Училище гудело, как растревоженный улей, готовилось к перебазированию  на восток, — вспоминает Новиков В.И. -В эти первые тревожные дни пришлось много  пережить. Летали на барражирование над железнодорожным мостом и железнодорожным вокзалом на самолетах И-15 и И-16 порой без боекомплекта. Все были внутренне готовы таранить врага. Таков был всеобщим настрой»

Война в корне изменила условия летного обучения и выполнения основной задачи Черниговской школы —подготовки пилотов-истребителей на самолетах И-15 БИС со сроком обучения 9 месяцев. Непрерывный процесс летного обучения курсантов осуществлялся с одновременным участием постоянного летного состава в боевых действиях, так как с 26 июня по 2 июля 1941 года школа входила в состав действующей армии. По приказанию командующего ВВС 21 армии генерала ВОРОДЕЙКИНА летчики-инструкторы вели непрерывную воздушную разведку войск противника в районе Лоев—Осиповичи—Бобруйск и на участке Лоев—Бобруйск —Жлобин. В первый военный месяц летчиками школы было совершено 45 боевых вылетов па разведку и патрулирование.

23 июня два аэродрома подверглись бомбардировке. Погибло 4 человека и ранено 7 человек технического состава. Командир звена лейтенант БОЙКО И. И. сбил немецкий бомбардировщик. Летная работа с курсантами в основном прекратилась с 24 нюня. Летный состав прикрывал взлеты и посадки самолетов на школьных аэродромах Су-2, СБ и ДБ-ЗФ и летал на барражирование и разведку войск противника (из письма полковника в отставке ВОРОНИНА К. М.)

2 июля 1941 года инструктор-летчик АБРАМИШВИЛИ вступил в воздушный бой с группой фашистских самолетов, бомбивших аэродром Количевка, а также мост через Десну, и сбил один из них.

Авиашкола, по существу, была боевым резервом ВВС и наземных войск Красной Армии. Уже в июле 1941 года по распоряжению командования была сформирована и отправлена в действующую армию авиаэскадрилья самолетов И-15БИС под командованием капитана СЕМЕНОВА, которая влилась в состав 66 штурмового авиаполка.

Враг продолжал рваться вглубь страны. Фронт требовал максимального напряжения сил для отпора врагу. В этих условиях школа пилотов продолжала выполнять план подготовки летчиков для фронта, хотя в него и были внесены коррективы. Так если профиль подготовки оставался прежним, то сроки обучения были сокращены с 9 месяцев до 6. 

Приближение фронта, участившиеся  налеты фашистской авиации, сделали процесс летного обучения курсантов невозможным. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны СССР в июле 1941 года Черниговская школа пилотов перебазируется в г. Зерноград Северо-Кавказского военного округа. Ветераны рассказывают, что перебазирование,  в основном, прошло организованно. Все самолеты в составе пяти эскад­рилий без потерь прибыли на новое место базирования. Автотранспорт и спецмашины перебазировались своим ходом, а личный состав, техимущество—эшелонами по железной дороге. Для отражения в пути следования налетов вражеской авиации на каждом эшелоне были установлены защитные огневые точки.

«В пути следования эшелоны подвергались бомбежке, особенно во время стоянок на станциях. Особенно сильно пострадал один из эшелонов во время бомбежки на станции Бахмач, были убитые и раненые», — вспоминает майор в отставке ЯКУШЕНКО К. Н.

По прибытию Черниговской военной авиационной школы пилотов в г. Зерноград произошло событие, которое могло бы коренным образом изменить судьбу школы, ее наименование. В соответствии с приказом Командующего СКВО от 17 июля 1941 года было произведено слияние Фастовской авиационной школы пилотов 2-х эскадрильного состава, работающей на самолетах И-16. Школа стала семиэскадрильного состава и получила новое наименование «Зерноградская военная авиационная школа пилотов». В командование Зерноградской ВАШП вступил начальник Фастовской авиашколы комбриг МЕДЯНСКИЙ.

Наименование «Зерноградская» сохранилось до 19 ноября 1941 года, до вступления в действие приказа ННО СССР от 21 октября 1941 года «Об отмене наименований военно-учебных заведений ВВС Красной Армии, присвоенных по пунктам их передислоцирования». В этом приказе, подписанном заместителем НКО генерал-лейтенантом авиации ЖИГАРЕВЫМ, говорилось—

«1. При временном передислоцировании военных учебных заведений ВВС Красной Армии из одних округов в другие сохранять их прежнее наименование.

2. Временно передислоцированные и переименованные по пунктам дислокации ВУЗы ВВС Красной Армии именовать согласно следующему:

1) Зерноградскую военную авиационную школу пилотов — «Черниговская военная авиационная школа пилотов ВВС Красной Армии»

назад

Hosted by uCoz