ЧВАШП в песках Туркмении
По письмам-воспоминаниям
ветеранов школы
тов. КАРПМАНА А. И., ЯКУШЕНКО К. Н., ВОВКА И. Г.,
ШАРОВА А. В., НОВИКОВА В. И. и других материалам
архива можно представить себе все
сложности этого перебазирования Все
исправные самолеты У-2, УТ-2, И-16, УТИ-4 и др.
совершали перелеты по маршруту Зерноград
— Сальск — Буденовск — Грозный —
Махачкала. Остальное имущество и личный
состав были перевезены эшелонами. В г.
Махачкала материальная часть, автомашины,
имущество и личный состав были размещены на
паромы и через Каспийское море
переправлены в порт Красноводск и дальше
железной дорогой до г. Кызыл-Арвата. Часть
же личного состава и члены семей
военнослужащих были эвакуированы железной
дорогой по маршруту Зерноград — Сталинград
— Уральск — Актюбинск — Аральск — Кизыл Орда -
Чимкент — Ташкент— Самарканд - Бухара-—
Мары —- Ашхабад — Кызыл-Арват.
В начале декабря 1941 года
основной состав школы прибыл к месту назначения.
Штаб ЧВАШП, 1 и 3 авиаэскадрильи
были размещены в г. Кызыл-Арват на двух
аэродромах, а 2, 4 и 5 авиаэскадрильи—соответственно
в населенных пунктах Казанджик, Егер-Бугаз
и Кара-Бугаз, где имелись посадочные
площадки, годные для учебных полетов.
«Наша 4-я эскадрилья капитана ГУБАРЬКОВА,— вспоминает бывший летчик-инструктор
А. КАРПМАН, — находилась в 40 км от Кызыл-Арвата,
в песках Кара-Кумов, на дне высохшего озера
Кара-Бугаз. Кругом пустыня, сыпучие пески,
ни дерева, ни населенного пункта. Рыли
землянки, оборудовали аэродром, строили
столовую. Даже построили из кирпича,
который сами делали, красивую эстраду. Воды
в расположении эскадрильи не было, ее
возили из города...
Немало забот доставляла
заготовка топлива, которым служил саксаул.
На заготовку саксаула приходилось ходить
за 5— 8 км. С этой целью в каждой эскадрилье,
независимо от погоды, выделялась группа
курсантов. Заготовленное топливо вьючным
способом доставлялось к месту назначения».
Весной 1942 года авиаэскадрильи
приступили к полетам. Трудности
встречались на каждом шагу. Особенно тяжело
было в летнюю пору — температура воздуха
доходила до 43 градусов в тени, а на солнце —даже до 67 градусов. Поэтому полеты обычно
начинались в 4—5 часов утра и заканчивались
к 9.00. Возобновлялись вечерами с .17—18 часов.
Частенько налетали песчаные бури. Из-за
высоких температур и песка, который
проникал в любую щель, очень быстро
изнашивалась материальная часть. Однако
использовалась малейшая возможность для
производства полетов и учебных занятий.
В этих нелегких условиях личный
состав школы, от офицеров до рядовых,
проявлял высокую организованность,
дисциплину, инициативу и находчивость,
показал умение применять знания и
практический опыт
В борьбе за выполнение планов
боевой и политически подготовки.. Силами и
средствами школы,
при помощи местных органов власти и
общественных организаций было построено
более 120 землянок, вырыто 8 колодцев
проложено до 200 км грейдерных дорог. На
аэродромах сооружались капониры с целью
укрытия самолетов
и| предотвращения их поломок при бурях.
Большие трудности испытывала школа из-за плохой обеспеченности спецтранспортом, автомашинами и основными запасными частями самолетов и моторов. Например, в период перехода на новую авиационную технику самолеты ЯК (впервые школа получила с заводов авиационной промышленности 5 самолетов Як-7 Б и 5 самолетов Як-1 в феврале 1942 года), школа постоянно нуждалась в пополнении этими самолетами до полного штата. Часто не хватало горючего, смазочных материалов. Учебные и наглядные пособия изготовлялись силами личного состава школы.
ЛТХ: |
Модификация |
Як-1 |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
8.48 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
17.15 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2445 |
нормальная взлетная |
2950 |
Тип двигателя |
1 ПД М-105ПА |
Мощность, л.с. |
1 х 1050 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
472 |
на высоте |
569 |
Практическая дальность, км |
650 |
Скороподъемность, м/мин |
877 |
Практический потолок, м |
10000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка ШВАК и два 7.62-мм пулемета ШКАС |
Модификация |
Як-7Б |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
8.50 |
Высота, м |
2.75 |
Площадь крыла, м2 |
17.15 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2490 |
нормальная взлетная |
3010 |
Тип двигателя |
1 ПД М-105ПФ |
Мощность, л.с. |
1 х 1180 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
514 |
на высоте |
570 |
Практическая дальность, км |
645 |
Скороподъемность, м/мин |
862 |
Практический потолок, м |
9900 |
Экипаж |
1 |
Вооружение: |
одна 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120
снарядов) и |
Трудности
обуславливались
и ограниченностью
времени обучения курсантов. Дело в
том, что в ходе
войны для курсантов были изменены
программы в сторону уменьшения их объема и
с девяти до шести месяцев
сокращены сроки обучения.
Кроме того, вьпуски
по срокам, установленным УВУЗ ВВС Красной
Армии, были заменены выборочной
поточной системой,
что вызывалось необходимостью более
быстрой подготовки летных кадров для
фронта. Только в
начале 1944 года школа получила
сборник программ
по внеполетной
подготовке, где время
на обучение
курсантов было
увеличено, что
положительно сказалось на повышении
качества их теоретической и летной
подготовки.
Однако, несмотря на все
трудности, 25 апреля 1942 года был произведен
первый выпуск курсантов на самолете Як-1 в
количестве 18 человек.
В октябре 1942 года произошло
изменение в руководстве школой. По
распоряжению УВУЗ и УК .ВВС Красной Армии
полковник КУРДУБОВ Ф. Г. убыл для
прохождения службы в Борисоглебскую
авиашколу пилотов. В командование школой
вступил прибывший из Армавирской авиашколы
подполковник Голубев
Г. Г.
Надо сказать, что командование
школы уделяло постоянное внимание
повышению уровня теоретической,
методической и тактической подготовки
летного и преподавательского состава.
Кроме плановых занятий по тактике
воздушного боя, изучения новой
материальной части, поступающей на
вооружение, за годы войны 14 преподавателей
прошли обучение на курсах усовершенствования
при академии и других курсах усовершенствования
преподавательского состава.
Одновременно практиковалась
стажировка части офицеров в частях
действующей армии. Так, через стажировку
прошло 49 человек летного состава, 27
преподавателей и 18 офицеров других
специальностей, всего 94 человека.
Стажировка дала им возможность на практике
узнать жизнь и боевую деятельность частей в
боевых условиях, увидеть и осознать боевую
работу летчиков, командиров подразделений
в целом, уяснить себе целевую установку в
подготовке летного состава.
Кроме того, стажирующиеся в
действующей армии знакомились с новинками
в области авиационной техники и ее боевым
применением, расширяли свой кругозор,
укрепляли уверенность в своих знаниях.
Обмен опытом, выступления летчиков,
преподавателей авиационных эскадрильях и
на циклах учебно-летного отдела,
начальником которого был подполковник
МУЛЬКОВ Н. А., приводил к выработке единого
взгляда по ряду основных тактических
вопросов в обучении курсантов.
Большую помощь командованию в
выполнении задач учебно-боевой и
политической подготовки оказывали
партийная и комсомольская организации.
Коммунисты и комсомольцы были первыми
среди воинов-авиаторов, показывая пример
добросовестного отношения к своему
воинскому долгу, постоянно заботясь о росте
авторитета и своих рядов. Так, если в 1941 году
в члены ВКП(б) было принято 23 человека,
кандидатами в члены ВКП(б)—39 человек, всего
62 человека, то в 1942 года—â члены ВКП(б)—68
человек, кандидатами в членыВКП(б)—411
человек, а в 1943 году соответственно 123и 226
человек.
Обращает на себя внимание
число принятых члены кандидатами в члены
ВКП(б) в 1942 году - 479 человек. Эта цифра
подтверждает тот неоспоримый факт, что в
самое тяжелое для Родины
время, советские
воины стремились связать свою
судьбу с, партией Ленина.
Коммунисты,
выполняя требования Коммунистической
партии и Верховного Главнокомандования,
решения партийных активов и собраний, шли в
первых рядах в решениях задач, стоящих
перед личным составом. Например, при
освоении самолета Як-1 впереди шли члены и
кандидаты в члены ВКП(б) командиры отрядов
капитан БРЕЖНЕВ и ст. лейтенант ФЕДОРЕНКО,
командиры звеньев ст. лейтенант КУЛАЖЕНКО
и лейтенант.
Лейтенанты ВАСИЛЬЕВ и НИЯКИН, ст. техники-лейтенанты
ШИШКИН, ПУЧКОВ и др. В одном из полит
донесений говорилось, что в мае 1943 года
школа выпустила
70 летчиков-истребителей, показавших на
государственных экзаменах только отличные
и хорошие знания. Почти
все выпускники — члены и кандидаты в члены
партии. Для личного состава школы читались
лекции, проводились беседы о положении на
фронте и в тылу, о роли партии в
мобилизации всенародного отпора немецко-фашистским
захватчикам, на другие темы политического
и воинского воспитания. Целенаправленную
работу по идейно-политическому
воспитанию курсантов, всего
личного состава проводили
преподаватели социально-экономического
цикла УЛО школы политруки
ГОНЧАРЕВСКИЙ, МОШИНСКИИ, ВОВК, ФРОЛОВ.
Организовывались встречи с фронтовиками,
с руководителями
местных партийных и советских органов
г. Кызыл-Арвата, митинги «После полетов
и других работ,—вспоминает А. КАРПМАН,—хорошо
отдыхали: организовывали хорошую самодеятельность,
сочиняли сценарии
концертов, стихи и рассказы,
ставили пьесы...».
Партийно-политическая
работа способствовала
формированию у воинов-авиаторов школы
высокой политической сознательности,
дисциплинированности,
бдительности, готовности к
самоотверженной борьбе с врагом. Хорошо эти
чувства выразил курсант ШАРНИНСКИИ,
который, выступая 22 сентября
1943 года .на митинге,
посвященном освобождению от немецко-фашистских
захватчиков города
Чернигова (все
они считали
себя черниговцами), призвал своих товарищей
еще выше
крепить дисциплину, организованность,
учиться на «отлично» и «хорошо».
Многие летчики и курсанты школы
проявляли мужество, самообладание,
оказавшись при выполнении полетных заданий
в аварийной ситуации. Эти качества проявили:
лейтенанты БОЙКО и РОМАНЕНКО, курсант
КАНАЧИН и др., которым за правильное
принятие Решений в аварийной обстановке,
проявленные при этом самообладание и
мужество, начальником школы была объявлена
благодарность,
Активными помощниками
коммунистов школы были комсомольцы. В июле
1944 г. комсомольская организация
насчитывала 1303 человека или 55,8% личного
состава. Наибольшее число принятых
в ряды ВЛКСМ из
числа передовой молодежи школы — 429 человек,
приходится на 1942 год. Стремление быть в
рядах лучших—характерно для комсомольцев-авиаторов.
Идя встречу 25-летию ВЛКСМ, отличных
успехов в учебе добились курсанты
комсомольцы МУХДЕВ, АНАНЬЕВ, ИВАНОВ, ПАНИН,
ГОРОДИССКИЙ, ТАРАН и другие Комсомолец
механик ЛИПАТОВ, работая
на самолете Як-1 с мотором М-105 ПФ
в условиях
повышенных температур и большой
пыльности, обеспечил
бесперебойную работу своего самолета в
течение 135,часов. За этот период на моторе ни
разу не менялись компрессорные
кольца. Комсомольцы
ремонтных мастерских
КРИШПОПИН, ВЫРОСТКОВ, ЕРЕМЕНКО, НЕЗНАМОВ,
ГОЛИКОВА выполняли нормы выработки на 150 —
160%. Эти и другие примеры свидетельствуют о
том, что воины-комсомольцы школы с высоким
чувством ответственности относились к
выполнению приказов
командования и вносили достойный вклад
в дело обеспечения разгрома немецко-фашистских
захватчиков.